Связаться с нами

Заявление на вывод средств


Скачать

Марк Аврелий: как жить без страха

Развивайте силу, устанавливая власть над разумом

Римский император Антонин Пий умер в 161 году, и на его место пришли Марк Аврелий и Луций Вер. Тем не менее, правление Аврелия было сложным периодом для Римской империи. Первые годы своего правления он потратил на ведение Римско-парфянской войны (161-166 года). Во время этой войны империя понесла большие потери, но в конечном итоге вновь заняла Эдессу в Греции, где свергнутый правитель был возвращён на трон. Однако, вернувшись домой, солдаты принесли с собой чуму, которая в течение многих лет будет мучить большую часть Европы и погубит пять миллионов человек.

Позднее, с 166 года до конца правления Аврелия в 180 году, империя участвовала в Маркоманской войне, в ходе которой германские племена неоднократно вторгались на римскую территорию через северные пограничные регионы. Римская армия после продолжительной борьбы сумела оттеснить захватчиков и восстановить границы империи.

Марк Аврелий при жизни приобрёл репутацию правителя-философа, и этот титул остался с ним после его смерти. Он был практиком стоицизма, а его личные философские труды, которые впоследствии получат название «К самому себе», являются важным источником современного понимания древней стоической философии.

Марк Аврелий написал большую часть книг, вошедших в сборник «К самому себе», в Сирмие (ныне территория Сербии), где он планировал военные кампании и стратегии во время Маркоманской войны. Другие книги были написаны, когда он находился в Аквинке в Паннонии. И, согласно историческим записям, свою первую книгу он написал во время кампании против квадов на реке Гранова (ныне называется Гроном и находится на территории современной Словакии).

Сочинения «К самому себе» представляют собой дневник Аврелия, личный источник мудрости и света в тёмные времена. Его слова просты и честны, а предложения построены как записи в дневнике. Вряд ли Марк Аврелий думал, что кто-то опубликует его труды. Он просто хотел записать то, что считал правдой.

Прочитав «К самому себе», вы не скажете, что автор был в своё время самым могущественным человеком на континенте. Уязвимость слов Аврелия западает в душу, и вы сопереживаете вовсе не огромным страхам римского императора касательно войны и власти, а меланхолической борьбе довольно одинокого человека. Аврелий был человеком, которому не было равных. Он обладал всеми богатствами мира, однако ему не было с кем поделиться этим. Его слова настолько печальны, что у читателя складывается впечатление, что это писал не глава государства в нагруднике и красной мантии, а хрупкое существо с тревогами и сомнениями.

Дневник был попыткой провести себя через собственную тьму. Его слова успокаивают читателя, который обнаруживает себя в каждом всплеске мудрости. Но, полагаю, такова природа дневника. Дневники – они ведь интимны и индивидуальны, они позволяют автору открыть своё сердце и выразить глубочайшие страсти.

Выражая собственное уникальное послание, слова наших сердец, мы прикасаемся к универсальной истине, которая доступна каждому. В этом заключается красота сочинений «К самому себе» и причина, почему они служат основным источником мудрости для многих людей на протяжении почти двух тысяч лет.

«Пылающий огонь превращает в пламя и яркость всё, что бросается в него». – Марк Аврелий

Джон Дальберг-Эктон, британский политик, живший в XIX веке, в письме епископу Манделлу Крайтону (1887 год) написал следующее: «Власти свойственно портить людей. Абсолютная власть развращает. Великие люди почти всегда являются плохими».

Марк Аврелий, пожалуй, был исключением из этого правила. Его можно считать последним Хорошим Императором. Это прослеживается в его дневнике.

Основная тема «К самому себе» – если человек хочет сохранить душу спокойной, он должен жить в соответствии с природой. Это идея пронизывает каждое предложение, которое Аврелий написал в своём дневнике. Очевидно, он постоянно напоминал себе об этой мудрости, чтобы не стать тираном, как те, кто был у власти до него.

«Если вас огорчает что-либо внешнее, то ваша боль обусловлена не самой вещью, а вашей реакцией на происходящее; а её вам под силу изменить в любой момент». – Марк Аврелий «К самому себе»

Искушение контролировать и управлять каждым движением на европейском континенте, по всей видимости, было подавляющим. Как император, Аврелий должен был твёрдо противостоять весу огромной империи; он был богом, размахивающим красным мечом над картой целого мира. Тем не менее, он также был обычным человеком, который испытывал те же ограничения и тяготы, что и люди, служившие ему. Он не был всемогущим и всевидящим, как ожидал от него народ.

Но природа сделала Аврелия императором, и он верил, что его призвание – жить в соответствии со своим величайшим потенциалом. Он не потерял себя в вине и женщинах и не стал жертвой похоти и желаний, как это сделали многие другие. Он не правил, исходя из страха и тревоги. У него была прекрасная душа. Он мог иметь всё, что хотел, он мог претворить в реальность свои глубочайшие страсти и желания, но он решил преследовать цель, которая была благой для всех. Власть не портит людей, она обнажает грязь в их душах.

«Вы обладаете властью над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретёте силу». – Марк Аврелий «К самому себе»

Мудрец, поистине добрый человек, как считал Аврелий, способен управлять своей душой. Всё, что его волнует – спокойствие духа. Единственное, чего он боится – превратить в хаос свою душу. Если он утратит контроль, он потеряет себя и не сможет выполнять обязательства перед природой.

Спокойствие требует, чтобы человек отпустил всё, что он не способен контролировать. Но это огромный вызов для императора! Аврелий управлял империей, которая постоянно имела дело с угрозами вторжения со всех сторон, не считая внутренней борьбы.

Марк Аврелий жил с радикальным принятием природы. Он двигался по жизни без ожиданий. Он никогда не пытался идти против судьбы, и он не утопал в жалости к себе, если мир его предавал. Ни одно событие не нужно праздновать или оплакивать, поскольку сегодняшние победы могут завтра стать причиной вашей гибели. Принятие, только принятие. С принятием вы сможете найти удовлетворение в каждом событии, которое в глазах мудреца является учителем, уроком, шансом, знаком.

Аврелий верил, что жизнь не должна отличаться от того, какой она есть, поэтому он был в состоянии приветствовать будущее с радостью и состраданием. Жизнь продолжается, и мы должны радоваться каждой странице, поскольку наша судьба – это воля природы.

Природа неизменна, мы не должны с ней бороться. Борьба с тем, что невозможно сломить, глупая и бессмысленная, она лишь подрывает спокойствие духа.

Оставьте то, что вы не способны контролировать, Богу или природе. Однако научитесь управлять тем, что подвластно вашему контролю – это душа, эмоции и мысли. Каждый человек страдает в жизни, но не все люди жалеют себя. Выбор есть.

Аврелий постоянно напоминал себе об этом в своём дневнике, чтобы практиковать данную мудрость в повседневной жизни. Делая так, он освободился от всего того, что могло причинить вред народу его империи – горя, страха, гнева и беспокойства. Ибо мир в империи зеркально отражал спокойствие императора.

«Первое правило – сохранять спокойствие духа. Второе – смотреть вещам прямо в лицо и воспринимать их такими, какими они есть». – Марк Аврелий «К самому себе»

Комментарии

Читайте так же

Подписывайтесь на свежее

Только самое интересное на ваше e-mail